ТЕАТР МОЛОДОСТИ НАШЕЙ…

ТЕАТР МОЛОДОСТИ НАШЕЙ…

           Что может быть прекрасней молодости? Это незабываемый период в жизни каждого из нас, когда думаешь, что все дороги открыты перед тобой, это время дерзаний, поисков, открытий и смелых решений, это пора любви и романтики.

          Несмотря на трудности и противоречия времени и исторической эпохи, в которую выпадает жить, молодость способна творить и искренне верить, что изменяет этот мир к лучшему…

         В архивном фонде Донского окружного комитета ВЛКСМ, хранящемся в Центре документации новейшей истории Ростовской области, есть один из любопытных и уникальных, на наш взгляд, документов далеких 20-х годов прошлого столетия – письмо заведующего Комсомольским молодежным театром Большинцова и уполномоченного Грисенко, адресованное Центральному комитету Рабоче-Крестьянского Союза Молодежи (РКСМ), о рождении нового театра.

         В июле 1923 г. небольшая группа членов Городского района Ростово-Нахичеванской организации РКСМ под руководством Большинцова решила организовать комсомольский театр.

         Комсомольцы со свойственной им смелостью творчески подошли к воплощению своей мечты: «в отношении техники отбрасывается всё лишнее, представляющее характерные особенности старого театра: занавес, декорации, частично и грим».

         Первые организаторы театра решили отказаться от сложных сценических конструкций, полагая, что для театрального действия достаточно участия актеров и вещей, с которыми актёр играет: столов, стульев и т.д.

         Самой первой постановкой и «первым техническим опытом» молодого театра стал революционный детектив «Следопыты», впервые показанный зрителям 29 октября 1923г., в день празднования пятилетия комсомола.

       Пьеса о приключениях двух комсомольцев-подпольщиков в Одессе буквально захватила зрителей. Заведующий театром увлеченно писал о введении в пьесу новых форм театральной работы: «Технической основой постановки является её бешеный кинематографический темп… Детективная практика кино была использована нами в максимуме: введена таинственная «черная маска», вся пьеса насыщена акробатическими трюками, для чего актёры специально занимались… акробатикой… Мы обращали центр внимания не столько на слово, сколько на действия. Слово и мимика – недостаточные изобразительные средства. Для выполнения своей сценической задачи актёры используют всё своё тело… Мы заставляем наших ораторов в пьесе, вместе с повышением голоса, усилением пафоса, влезать наверх самим и т.д. Подсобным средством для выполнения этих задач являлся большой деревянный куб, который совмещал в себе символическое изображение стола, входа в подземелье и т.д. и вместе с тем был подмостком для таких движений».

   Пьеса «Следопыты» была показана не менее 35 раз в производственных, профессиональных и комсомольских клубах, для красноармейцев гарнизона, для горсовета, а также по просьбе Донского облисполкома – для 6-го областного съезда Советов, получив одобрение К.Е.Ворошилова.

    В одном из своих постановлений Донисполком признал молодежный театр «единственным в Ростове театром, вполне отвечающим рабочей идеологии» и ассигновал ему «200 червонцев».

    Согласно постановлению Донского комитета РКСМ театр стал именоваться Комсомольским областным театром или КОТом.

       Постепенно КОТ создавал свой репертуар. Следующей работой его стал спектакль «Орлы и стервятники» по пьесе Экка «Красные орлята», напечатанной в сборнике «Главполитпросвет – Комсомолу». «…Еще более ускоренный темп, массовость действия, максимальное использование сценических эффектов (превращение театра в баррикаду, выстрелы из зала на сцену и обратно), чередование героических, трагических моментов с буффонадой», - так охарактеризовал основные технические достижения новой постановки руководитель КОТа Большинцов.

         В марте 1924 г. КОТ открыл кино-секцию, результатом деятельности которой явились три хроники – «Тов. Троцкий в Ростове», «Первое мая  в Ростове» и «Проводы тов. Ворошилова», а также производственный фильм «Производство Юго-Востока».

    С появлением КОТа активизировалась театральная жизнь рабочих клубов, комсомольских и даже пионерских ячеек, в самодеятельных театрах рождались новые молодые таланты. И, быть может, некоторые из них вышли на профессиональные подмостки?

         Сегодня фамилии артистов труппы Ростовского академического молодёжного театра известны не только интеллектуальной публике Ростова-на-Дону и области, но и за их пределами. Сколько спектаклей театра стали настоящими культурными событиями!

         Вспоминая с помощью пожелтевших от времени архивных документов тех, кто стоял у истоков зарождения молодёжного театра, мы по-прежнему ждем от него творческих побед и желаем неравнодушных зрителей.



Режим работы:

Понедельник - четверг с 9:00 до 18:00

Пятница - с 9:00 до 16:45

Перерыв: с 13:00 до 13:45