Возродим "День птиц" из пионерского детства!

         Возродим "День птиц" из пионерского детства!

(по документам архивного фонда Р-171 Северо-Кавказкого крайкома ВЛКСМ)

           Наверняка, те, кому сегодня за сорок, сохранили в душе весёлые, трогательные, зовущие в невозвратное детство воспоминания об октябрятских звездочках и пионерских звеньях. А еще – о множестве полезных детских дел, в которых, играя и соревнуясь, дружно участвовали всем классом: сборах макулатуры и металлолома, "Веселых стартах" и "Зарницах", тимуровской помощи одиноким пожилым людям и  уборке колхозных урожаев в сельских районах Ростовской области.

         В середине 20-ых годов прошлого столетия работа с юными пионерами и их помощниками-октябрятами – только зарождалась. И предавалось ей особое значение.

         Свидетельство тому - подробная инструкция 1927 года о работе с младшими школьниками, хранящаяся в документах архивного фонда Северо-Кавказского крайкома ВЛКСМ Центра документации новейшей истории Ростовской области. В одном из ее разделов под названием "Основная установка в работе с октябрятами" подчеркивается: "Работа с октябрятами выделяется из общей пионерской работы, потому что дети 7-11 лет имеют свои психические и физические особенности и, следовательно, перенесение в группы октябрят пионерских форм работы отразилось бы на их развитии в отрицательную сторону.

         … К октябрятам нужен особый подход, построенный на строгом учете особенностей детского организма и детской психики. Эти особенности и примененные к ним формы работы следующие:

1) Усиленный рост организма, быстрая возбудительность сердца и скорая утомляемость ребенка требуют введения режима в работу групп октябрят, направленного на то, чтобы ребенок не утомлялся как работой, так и игрой. Поэтому вожатому особенно следует воздерживаться от совершения дальних прогулок с октябрятами, продолжительности игр и долгого стояния на одном месте, следить, чтобы дети не носили тяжестей, правильно спали и питались.

2) Чувствительность, т.е. быстрая смена настроений (лёгкий переход от смеха к слезам), требует умения регулировать такое состояние путём преподавания спокойной работы (например, лепки) и спокойной игры (например, лото).

3) Развитие памяти, острой наблюдательности и подражания способствуют легкому восприятию отрицательных явлений в семье и на улице. Поэтому внимание ребёнка необходимо направить в сторону наблюдения за здоровыми явлениями жизни, например: правильной ходьбой, прыжками, физкультурой, чтеним доступных детскому пониманию интересных рассказов, беседами и т.д.

4) Ставя задачей развитие у ребят коллективных навыков, следует использовать совместный труд, например, над стенгазетой, а также коллективное чтение книжки или журнала "Мурзилка", игры".

         Работу с октябрятами предлагалось строить так, чтобы они наблюдали за пионерами и брали с них пример. В разделе "Как октябрята должны использовать свободное время" читаем: "Пионеротряд устраивает периодически спектакли для октябрят, привлекая к участию самих октябрят, выпуская живые газеты отряда, устраивая кино – утренники с постановкой понятных для возраста октябрят картин и спектаклей…

         Учитывая особенности младшего школьного возраста и "той среды, в которой дети вращаются, - гласит инструкция, -         для работы с октябрятами нужно выделить серьезного комсомольца или комсомолку".            

         Пусть приведенные советы относятся к безвозвратно ушедшей эпохе, но разве они потеряли свою значимость?

         В письме ЦК ВЛКСМ от 13 августа 1927г. о внешкольной работе с детьми, адресованном Северо-Кавказскому крайкому ВЛКСМ, развитию данной работы на местах отводилась одна из первоочередных ролей: "В целях более широкого охвата внешкольной работой массы неорганизованных детей, в первую очередь, безнадзорных, необходимо, чтобы каждое учреждение, ведущее внешкольную работу, стремилось вынести ее за свои стены, организуя силами работников и самих детей площадки, детские уголки, клубные комнаты при предприятиях и жилищных товариществах. В тех школах, где это позволяют условия работы, необходимо организовать систематическую внешкольную работу как с учащимися данной школы, так и с детьми окружающего района".

         Работа профсоюзов, согласно вышеуказанному письму, должна осуществляться по следующим направлениям:

а) выделение в рабочих клубах особых часов для организации внешкольной работы с детьми (утренники, вечера, игры);

б) создание особых детских отделений во вновь строящихся рабочих клубах, где дети могли бы одновременно со взрослыми и не мешая им организованно проводить свой досуг;

в) обеспечение библиотек при рабочих клубах современной детской литературой и популярной литературой по вопросам воспитания детей".

         В письме заместителя председателя Центрального бюро юных пионеров (ЦБ ЮП) при ЦК ВЛКСМ А. Волкова, поступившем в Ростов-на-Дону 14 февраля 1928г., нам встретилась любопытная информация: "Между Центральным Бюро ЮП при ЦК ВЛКСМ и Отделом хроники Совкино есть договоренность, что важнейшие моменты из жизни и деятельности юных пионеров города и деревни могут быть засняты имеющимися в Вашем городе кинокорреспондентами Совкиножурнала, находящимися в местном отделении Совкино.

         Согласно этому Центральная детская техническая и сельскохозяйственная станция находит крайне важным своевременно уведомлять кинокорреспондента о предстоящих у вас кампаниях и всех интересных моментах в пионерской жизни. В частности, обратите внимание на проводимый у вас "День птиц". Добавляем, что при съемках не следует гнаться за парадами, торжественными заседаниями и т.п., а обратить большое внимание на съёмку характерных моментов из текущей работы вашей организации.

         Опыт составления первой картины "Юные пионеры" совместно с ЦБ ЮП и Совкино дал возможность убедиться, что сейчас подошло время заняться сбором хроникального материала из жизни юных пионеров СССР".

         К сожалению, в фонде Северо-Кавказского крайкома ВЛКСМ нет документов с описанием проведения этого замечательного праздника в Ростове. Однако сохранилось Обращение заместителя председателя ЦБ ЮП при ЦК ВЛКСМ А. Волкова и Председателя ЦБ юных натуралистов Н. Макарова ко всем отрядам юных пионеров, кружкам юннатов, школам:

         "Центральное бюро юных пионеров при ЦК ВЛКСМ совместно с Центральным бюро юных натуралистов с 18 по 25 марта 1928г. организует Всесоюзный праздник  - "День птиц".

         В этот день юные пионеры вместе с юными натуралистами должны организовать всех ребят – как школьников, так и неорганизованных, для массовой развески искусственных птичьих гнёзд – дуплянок и скворешен.

         Этим самым мы привлечём в свои сады и огороды десятки тысяч пернатых друзей, которые, поедая вредных насекомых, спасут от гибели многие тысячи пудов урожая.

         Ребята города Москвы в прошлом году развесили в своих садах и парках больше тысячи скворешен. Не отставайте от них!".

         Далее в доступной для детей форме излагается материал Центральной биостанции юных натуралистов "Зачем и как организовывать "День птиц", цитаты из которого могут вызвать интерес и желание помочь живой природе у наших юных земляков: "В 1927г. в Москве в "День птиц" приняло участие 5.000 ребят. Было развешено более 100 скворешен, в которых гнездились мухоловки-пеструшки, горихвостки, большие синицы и другие птицы".

         "… Если из каждых 10-ти человек всех школьников в СССР только один сделает скворешню, а из этого числа только половина будет занята птицами, то тогда за год сотни тысяч птиц будут иметь надежные жилища".

         "Для организации и проведения "Дня птиц" прежде всего необходимо школе, кружку или пионеротряду выделить комиссию, которая взяла бы на себя подготовительные работы ко "Дню птиц" и проведение самого "Дня".

         Комиссии предстоит выяснить ряд вопросов: 1) Сколько человек будет участвовать в "Дне птиц". 2) Где проводить развеску скворешен (наметить сад, парк, рощу). 3) Как можно организовать совместное устройство скворешен в школе. (Для этого хорошо разбиться на звенья, где один достанет пилу, другой – молоток, третий – гвозди. Конечно, лучше всего для этого использовать мастерские при школах, пионерклубе и т.д.)".

         "Задание деревенским пионеротрядам Донского округа "Об участии в весенней посевной кампании" – так называется один из документов Донского окружного бюро юных пионеров 1928г., рассказывающий о том, как правильно организовать силами школьников опытный огород. Донское бюро юных пионеров рассылало всем пионерским отрядам  округа набор семян лучших сортов для школьных грядок, в который входили, к примеру: "свекла столовая – Египетская ,плоская, черно-красная, отборная - 50 грамм; морковь – "Несравненная", полудлинная, гладкая, красная, тупоконечная, "отличная" – 5 грамм; огурцы – "Драгоценность рынка", для соления, самые ценные – 5 грамм; редис – Вюрцбургский, Исполинский, красный – 150 грамм; капуста – Копенгагенская, рыночная, круглая, крупная – 5 грамм" и др.

         Цель задания определяется в документе так: "Пионеры узнают, как нужно проводить весенний посев, чтобы поднять урожайность".

         По всем возникающим в отряде вопросам по организации опытных грядок и огородов можно было обратиться в Донбюро юных пионеров по адресу: ул. Фр. Энгельса, № 115.

        Перелистывая и по-новому анализируя документы ушедшей эпохи, понимаешь глубокий смысл сказанных когда-то М.О. Чудаковой слов: "Документы всегда ценны: и тогда, когда только созданы, и особенно будут ценны в будущем". Может, предоставленная нами информация из пионерско-октябрятской эпохи тоже не оставит кого-то равнодушным?


Режим работы:

Понедельник - четверг с 9:00 до 18:00

Пятница - с 9:00 до 16:45

Перерыв: с 13:00 до 13:45