Эпизоды многоликой истории Ростовского молодёжного театра

Эпизоды  многоликой  истории  Ростовского  молодёжного  театра.

          Перелистывая архивные документы, хранящиеся в Центре документации новейшей истории Ростовской области, и газетные публикации разных лет, мне посчастливилось познакомиться с некоторыми эпизодами из жизни Ростовского академического молодёжного театра.

          Красивейшее здание на площади Свободы в Пролетарском районе города Ростова-на-Дону знакомо многим поколениям коренных ростовчан. Идею строительства театра, по словам краеведа Г.Багдыкова, поддержала городская Дума Нахичевани и лично городской голова Минас Ильич Балабанов ещё в 1884 году. Через четыре года Нахичеванский театр был готов к приёму первых зрителей. В его строительстве принимали участие архитектор Николай Никитович Дурбах, художники Р.П. Вейдовский, И.И. Крылов, А.А. Арцатбанян.

         «В 1913 году в Нахичеванском театре состоялся торжественный вечер, посвящённый трёхсотлетию Дома Романовых. На фасаде театра огромными лампочками было выложено: “ Боже, царя храни”. Буквально через несколько лет царя не стало», - писал Г.Багдыков в одной из статей «Вечернего Ростова»…

         В эпоху строительства Советского государства возникла мысль о создании в городе Ростове-на-Дону театра юного зрителя, воплотившаяся в постановлении Ростовского обкома КПСС 13 августа 1962 года. Постановление бюро обкома партии гласило:

      «1.Принять предложение Областного управления культуры, одобренное Министерством культуры РСФСР, о создании в 1963 году в городе Ростове-на-Дону театра юного зрителя имени Ленинского комсомола вместо существующего драматического театра, находящегося в Пролетарском районе г. Ростова.

      2.Передать помещение театра им. М. Горького под театр юного зрителя после перехода театра в новое помещение.

      3.Создать на базе нынешнего драматического театра… Областной театр народного творчества».[1]

         12 октября 1962 года инициативу обкома партии поддержал Ростовский обком комсомола, обратившийся в ЦК ВЛКСМ с просьбой – «рассмотреть вопрос о создании театра юного зрителя имени Ленинского комсомола и поддержать ходатайство Ростовского облисполкома в Министерстве культуры РСФСР».

         В постановлении бюро обкома ВЛКСМ указывалось: «Создание театра и его последующая работа будут проходить без привлечения каких-либо государственных средств».[2]

                                        Первый театральный сезон Ростовского тюза открылся в 1964 году.

         «Важным событием в культурной жизни города явилось открытие театра юного зрителя, - отмечалось в постановлении Ростовского горкома партии о работе ростовских театров 26 ноября 1964 года,- … Театральные коллективы пополнились молодыми творческими работниками, только в 1964 году было принято более 30 актёров. Руководители, партийные и профсоюзные организации театров несколько улучшили массовую работу среди населения по эстетическому воспитанию, организуются встречи актёров со зрителями… Театр им. М. Горького ведёт шефскую работу в 36 общеобразовательных школах,  широко организовали массовую работу среди учащихся педагогический совет и ученический актив  тюза».[3]

         Бюро горкома партии обязывало гороно и горком ВЛКСМ совместно с театром юного зрителя систематически организовывать коллективные посещения спектаклей тюза с охватом всех учащихся общеобразовательных школ, развернуть в школах города работу по эстетическому воспитанию учащихся, для чего широко привлекать творческие коллективы театров юного зрителя и кукол.[4]

         Действительно, всплывают в памяти наши довольно частые «культпоходы в театр» всем классом в конце 1970-х –начале 1980-х…  Для меня, тогдашней ученицы школы № 94 Пролетарского района города, каждая встреча с молодёжным театром была настоящим праздником, а не принудительным мероприятием…

         В архивном фонде редакции областной газеты «Комсомолец» сохранился текст интервью 1968 года с главным режиссёром Ростовского тюза А.Ю. Хайкиным о том, как будет проходить очередной театральный сезон, открывающийся 29 сентября. « Мы вступаем в четвёртый сезон. Таков возраст нашего театра,- рассказывал режиссёр,- Ряд спектаклей прошлого сезона показал, что Ростовский тюз был в значительной степени театром, в котором преобладали поиски режиссёрской формы, и не всегда актёрские индивидуальности могли проявить себя… Поэтому главной задачей нашего театра в наступающем сезоне мы считаем достижение предельной выразительности актёра».[5]

         К открытию театрального сезона 1968 года были подготовлены два спектакля – романтическая сказка Л. Новогрудского и Д. Орлова «Волшебный пароль» (режиссёр А. Хайкин, художник В. Рахов) и драматическая поэма В. Коростылёва «Дон-Кихот ведёт бой» (режиссёр Л. Красненкова, художник Д. Близнюк).

         «Средний школьный возраст (5-8 классы) – самая многочисленная тюзовская аудитория,- продолжал А.Ю. Хайкин,- Всегда очень трудно подобрать для этой возрастной группы ребят пьесу, способную их по-настоящему заинтересовать… Нам удалось её найти. Это пьеса по повести А. Очкина  «Шагнувший в бессмертие». Автор также приезжал в Ростов, работал с театром над пьесой. И я рад сообщить, что мы первыми в стране расскажем о героической судьбе юного воина Вани Фёдорова, прошедшего со своей частью донские степи и погибшего у стен Сталинграда. Мы предполагаем  поставить этот спектакль к 25-летней годовщине битвы на Волге». [6]

         Конечно же, на афишах театра в далёком 1968-ом появились и замечательные образцы русской классики – «Обыкновенная история» И. Гончарова (инсценировка В. Розова) и «Фома Гордеев» М. Горького (инсценировка В. Молько). Герои Горького вышли на сцену тюза к 100-летию со дня рождения пролетарского писателя.

         Для самых юных зрителей в «репертуарном портфеле» театра были «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, сценическая композиция Л. Красненковой и И. Шипулина по сказкам К. Чуковского.

          Говоря о требованиях современной драматургии, главный режиссёр тюза отмечал: « В театре сейчас идут постоянные занятия по танцу и движению. Их ведёт студентка выпускного курса балетмейстерского факультета ГИТИСа  Г.Федорова… Она уже поставила танцы для двух спектаклей. В этом сезоне состоится у нас дебют молодого режиссёра, ученика народного артиста СССР Б.Захавы Г.Краснова. Впервые выйдет на профессиональную сцену выпускник Харьковского театрального института В.Носов. Интересную музыку пишет к нашим спектаклям молодой ростовский композитор Э.Гентош».[7]

         Каким был наш любимый театр юного зрителя через 25  лет своего существования? Об этом мне поведали воспоминания завлита тюза Натальи Старцевой в статье «Река, в которую не войдешь дважды», опубликованной в газете «Молот» 23 февраля 1989 года. «Для театра четверть века – срок скромный, но этот же срок достаточен для смены эпох в общественном сознании, для возрастания нескольких разно ощущающих мир поколений         »,[8] - писала Н.Старцева. Тогда, в предъюбилейные дни, отправляли приглашения людям, работавшим в тюзе и оставившим театру частичку своей души: Артуру Хайкину в Омск, заслуженному артисту республики Леониду Соловьеву, Аристарху Ливанову, Николаю Чиндяйкину и многим другим. Вспоминали яркие и незабываемые театральные постановки, как события собственной жизни: спектакль «Орфей или Легенда о Ричарде Тишкове» Л.Жуховицкого с замечательными песнями С.Горбенко на стихи Н.Скребова, «Швейка» Еремина – «фейерверк остроумия», «Дон Кихота», где «заблистал Геннадий Чиковкин, ставший впоследствии заслуженным артистом республики». Немало запоминающихся спектаклей поставил Вячеслав Гвоздков, среди которых – «Дорогая Елена Сергеевна», «Звезды на утреннем небе». «Это – другой театр», - подчеркивала Н.Старцева, - нежели театр Хайкина или Еремина, театр с выраженной политической, социологической тенденцией, как нынче говорят, идеологизированный театр»…

         «Ни один из его спектаклей не напоминает предыдущий, он словно бы разрабатывает некий широкий спектр выразительных средств», - так отзывалась завлит о тогдашнем главном режиссере Владимире Чигишеве. Вспомним талантливо поставленные им «Автобус» С.Стратиева, «Мельницу счастья» В.Мережко, «Любовь к одному апельсину» В.Синакевича, «У моря» В.Розова, «Свои люди – сочтемся!» А.Островского, «Остров сокровищ» Р.Стивенсона. Его спектакль «Собаки» представлял  Ростовский тюз – на встрече «Театр и время» в Ташкенте, на Всероссийском фестивале детских театров в Москве, на Международном театральном фестивале во Франции.

        Сменяются эпохи, приходят новые актеры и режиссеры, а театр, которому уже больше полувека,  живёт и принимает зрителей. Пусть его дальнейшая история будет долгой, насыщенной и счастливой!

Заведующая отделом научной

информации, публикации и использования

документов ГКУ РО «ЦДНИРО»                                                                       О.В.Валуйскова

        


[1] ГКУ РО «ЦДНИРО». Ф.Р-9.Оп.1.Д.2936.Л.46.

[2] Там же. Ф.Р-173.Оп.10.Д.555.Л.13.

[3] ГКУ РО «ЦДНИРО». Ф.Р-13.Оп.8.Д.887.Л.61.

[4] Там же. Ф.Р-13.Оп.8.Д.887.Л.64.

[5] Там же. Ф.Р-3346.Оп.2.Д.13.Л.47-48.

[6] Там же. Л.49.

[7] ГКУ РО «ЦДНИРО». Ф.Р-3346.Оп.2.Д.13.Л.50-51.

[8] Газета «Молот» № 45 от 23 февраля 1989г.



Режим работы:

Понедельник - четверг с 9:00 до 18:00

Пятница - с 9:00 до 16:45

Перерыв: с 13:00 до 13:45